Антихайку
(заметки о поиске неуловимого)
Оглавление:
Чем выше предмет, тем больше отбрасываемая им тень. Чем значительнее идея, тем сильнее она трансформируется после многократного повторения. Недаром же говорят, что единожды возникнув, вечный город/Амбер породил миллионы отражений лишь отдалённо похожих на него.
Как бы мы не стремились душой к неразделённому миру, но живём-то в двойственном, где каждому явлению есть свой дихотомический партнёр: ночи — день, теплу — холод; и, если мы видим инь, то где-то неизбежно находится ян. Там, в глубинах антимира, взамен нашей электроники применяется позитроника. И, если существует феномен хайку, оставивший за последние десятилетия значительный след почти во всех литературах мира, то с неизбежностью существования античастиц и антитез, где-то до поры скрыта идея антихайку. Стихотворной формы, удивительно похожей и отличной от своего двойника, формы, которая не противостоит классическому хайку, но составляет с ним взаимодополняющую пару.
Многие пытливые умы пытались изловить эту неуловимую частицу или хотя бы приблизиться к её пониманию, вызывая на себя гнев ортодоксов. Но, как и в случае с клонированием, никакой гнев осторожных не способен остудить творческого зуда упрямых и любопытных. В конце концов, всё, что сегодня имеет наша цивилизация — начиная с огня и заканчивая космическими зондами, — лишь результат их неистребимого любопытства.
Сегодня может показаться, что традиционные темы хайку давно исчерпаны, и многие любители трёхстиший занимаются тиражированием старых образцов. Причём, ряд ограничений создан искусственно и даже не японцами, о чём свидетельствует, например, исследование Харуо Сиране. Конечно, это радикальное мнение, скорее всего далекое от реальности — жанр хайку обладает невероятной приспособляемостью, однако стремление найти его таинственную «античастицу» почти неосознанно заставляет многих наших современников тронуться в путь, даже с завязанными глазамипо шаткой доске. Появляются новые жанры, такие как «фристайл», «японский сонет».
Но жизнь не стоит на месте. Наше время несравнимо с эпохой Басё. Новые темы настоятельно просят своего воплощения. Например, космос: то, что ещё сто лет назад было почти абстракцией, мечтой, сейчас стало реальностью и обыденностью. В тридцатые годы прошлого века в Японии большой переполох вызвало упоминание в хайку паровоза. В наши дни такое же неприятие у многих «знатоков» вызывает упоминание, скажем, марсохода. Но ведь это реальность нашего времени! И кто знает, может завтра обыденностью станет то, что сегодня кажется абсурдным. Новые литературные жанры позволяют человечеству психологически подготовиться к грядущим изменениям.
Позволим себе на минуту представить, что мы поймали нечто, похожее на искомую античастицу. И вот что мы видим: пишется в три строки и две смысловые части; первая и третья строки должны иметь равную длину: 4-5-6 слогов; вторая строка не должна быть равной им, но может быть короче первой-третьей (т.н. «вогнутое» антихайку). Пишется со строчных букв, с минимумом знаков препинания. Как и в хайку, нежелательно писать от первого лица, пользоваться подпорками «как», «вроде» и т. д. Но, если хайку — это моментальная фотография, то антихайку — скорее негатив, зачастую очень причудливый.
Возможен аналог сезонного слова - вводная, которая представляет описываемый мир. Например: «Зазеркалье», «пески Марса», «СССР», наконец…
В антихайку допускается широкое использование метафор, внутренняя рифма, звукопись, смещение строк. Оно может быть нарочито грубоватым. Легко комплектуется в целостные циклы, не чурается олицетворения и может нести форму личного взгляда, что нежелательно для хайку. Допускается, как приём, утверждение от обратного:
в эти тихие земли?
мир Зазеркалья…
буркнул будда под дубом
едва продрав глаза
Для тех, кто помнит эту легенду, известно, что испытав просветление, Гаутама воскликнул: «да ведь они все будды!» Здесь говорится о том же, хотя и в парадоксальной форме. Вообще, важнее что сказано, чем как.
Парадокс часто становится одной из главных форм бытования антихайку:
собственную голову
держит в руках ниндзя
Пожалуй, главным приёмом построения хайку служит принцип неполноты — недосказанности, когда то, что подразумевается, больше сказанного. Соответственно — по принципу негатива — одним из приёмов антихайку становится использование принципа полноты. Главным образом эта полнота предстаёт в описании несуществующего мира/ситуации, когда несколькими штрихами рисуется убедительная картина несуществующего. E=mc2 — и вселенная описана подробным образом. Условия заданы, и наше воображение способно проделать всю остальную работу.
К обеду ломаешь корочку
на лужах с тонким льдом
бесхозные утюги
плывут над домом
Законы абсурдного мира обрисованы, простор для фантазии открыт.
Наша эпоха, и наша страна в частности, демонстрируют удивительный рост влияния жанра фэнтези. Хорошо это или плохо, но факт остаётся фактом. Вот и антихайку движется в русле этой тенденции. В смысловом плане оно обращено, в отличие от своего оппонента, к несуществующим, абсурдным и фэнтезийным мирам, другим временам или откровенно отдалённым странам. В отличие от хайку может нести негативный или пародийный посыл, политическое или философское утверждение.
Хотя фэнтези — в том или ином виде — существовало всегда: и в эпоху пещерных людей и в эпоху Басё. Другое дело, что прежде оно служило элементом описания мира, а в наше просвещённое время стало объектом литературного поиска, служащим в основном для развлечения читателя.
частокол с черепами
цветёт алыча
<
Одним из искателей нетрадиционных путей оказался краснодарский писатель Игорь Васильев, подобно Архимеду выбежавший из бани с криком: «Нашёл!» Я попытался придать его восторженному порыву черты упорядоченности, которые и предлагаю вашему вниманию, использовав для примера собственные опыты с антихайку. Когда-то давно, снедаемый жаждой новаторства, я написал большую подборку трёхстиший фэнтезийного и абсурдного характера. Что-то вроде:
освещает путь ведьмы
зелёный огонёк
Потом благополучно забыл в ящике стола, где они пролежали двадцать лет, пока Васильев не выкрикнул загадочное: «антихайку»… И тогда всё встало на свои места.
Вот такие беглые заметки по-поводу поиска таинственной частицы — антихайку, которая возможно и называется иначе, и выглядит совсем не так, но это уже другой вопрос. Свою задачу я вижу лишь в том, чтобы обозначить направление поиска. Возможно, вам повезёт в этом больше!
Твитнуть | Нравится |
Копирование текста разрешается только со ссылкой на первоисточник.
Дружественные проекты
Новости журнала, свежие выпуски и много интересного в наших сообществах в соц.сетях - присоединяйтесь!
Мы на Facebook
Приглашайте друзей!